Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
   
                  
 
    Тема четверти: «Что значит современность в музыке»
Урок №1

Тема урока: Великие наши современники.
Цель урока: «Помочь ребятам понять: почему Бах, Шекспир, Пушкин, Бетховен - вечны».
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
Звучит песня А. Розенбаума «Я часто просыпаюсь в тишине».
Учитель: Жизнь человека. У одних она подобна яркой вспышке, а у других - медленному тлению. Первые ведут общество наверх, порой жертвуя своим благополучием и даже жизнью. Кого из таких людей вы могли бы назвать?
Дети: Декабристы, революционеры.
У. Интересно, что напишут историки о лучших людях нашего времени? Кого они возьмут в будущее из XX века?
Д.: Талантливых ученых, врачей, писателей, поэтов, художников, композиторов, исполнителей (называют имена).
У.: Вспомним фильм «Ломоносов», тот фрагмент, где в соборе играет органист. Это был Бах. Один из служителей с негодованием кричит: «Что ты играешь?» Что так возмутило его? (Звучит фрагмент из токкаты и фуги (ре минор) Баха.)
Д.: Музыка была слишком бурная, энергичная, она не настраивала на молитву... В ней слышится звуковой поток энергии, как волна, все голоса сливаются в едином хоре. Звучит орган, его звуки не имеют конца, как космос, кажется, что человек дотянулся рукой до звезды.
У. Верно, в музыке Баха слышится неукротимый поток энергии, она рождает не смирение, покорность, а устремленность к жизни. (Произведение исполняется целиком.) Почему музыка Баха часто звучит в наши дни? Помните выступление фигуристов Овчинников?
Д.: Сначала он сидит, а постепенно выпрямляется, как пружина. Мне кажется, что эта музыка перекликается с его мыслями и чувствами. Наверное, его танец был гимном человеку, его силе.
У.: Действительно, немногие люди во времена Баха осмеливались пропеть гимн человеку. Как вы думаете, был ли Бах созвучен своему времени?
Д.: Я думаю, что его не все понимали, он шел впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой как Икар. У.: Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменился. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась. Послушайте, например, песню американского автора и исполнителя Пита Сигера и подумайте, есть ли, общее между этими, разделенными веками композиторами.
(Звучит песня «Все преодолеем»).
Д.: Его волнует то же, что и Баха: человек, жизнь, преодоление... Его музыка такая же сильная, но он из нашего века. У.: А почему он поднимает эти вопросы, разве они не решены человечеством? После ответов детей мы вновь возвращаемся к эпиграфу урока. Почему Шекспир, Бах, Пушкин вечны?.. Потому что великий талант, гений, утверждающий идеалы добра, разума, любви, человеческого достоинства, - вне времени. В заключение урока разучивается песня Пита Сигера.

Урок №2

Тема урока:Взаимосвязь творчества Вила Лобоса с музыкой И.С. Баха.
Цель урока: Помочь учащимся находить связи музыкального искусства с искусством поэзии.
Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву,
- Вечная слава! Вечная слава!
А. Вознесенский
У. Куда ведет эта дорога? Что впереди? (Звучит 2-я часть.)
Д. Там безмятежное отчаяние. Впереди пустота и смерть.
У.: История знает имена людей, которые, несмотря ни на что, спели свою песнь жизни, не предали мечту. Среди них Бах, Бетховен, Пушкин, Лермонтов, Паганини, Джордано Бруно, Галилей. Почти все они были одиноки и непонятны своими современниками, их жизнь была драматична и... прекрасна. О них эти строки (учитель поет):
Всегда в толпе, всегда один из многих,
Но вернее многих ты любишь песни и цветы,
Любишь вкус воды и хлеба,
И подолгу смотришь в небо,
И никто тебя не ждет
Почему так сказал поэт? Ведь, казалось бы, среди людей человек не должен чувствовать одиночество.
Д.: Люди в толпе сливаются со всеми, они не заметны. А я слышала, что человек нигде не чувствует себя так одиноко, как в толпе. А мне кажется, что этот человек просто не понят всеми, он не такой, как все.
У.: Вы правильно это отметили, и при исполнении этот контраст надо чувствовать: сначала исполнить так, словно сердце защемила тоска, а потом передать голосом красоту души поэта, его утонченность.
(Исполняется этот фрагмент очень тихо и бережно. Затем разучивается эпизод из 2-го куплета: «Только вот идти по ней с каждым шагом все больней, с каждой ночью все светлей, с каждым словом все смертельней, с каждой песней все трудней». Слова осмысливаются, находится соответствующая интонация, передающая боль, горечь и громадную силу духа. В конце песня исполняется целиком.)
Дороги вечности! Но вместе с тем у каждого человека есть своя дорога. Одна вольется в общий поток истории и оставит свой след; другая станет тропинкой и затеряется, так и не дойдя до общей дороги. Интересно, сможете ли вы ответить, какая судьба в этой музыке? (Звучит 1-я часть арии из «Бразильской бахианы» Э. Вила Лобоса.)
Д.: Здесь музыка тревожная, и мне кажется, что впереди несчастье... Музыка спокойная и безмятежная.
У.: Какие разные ответы. Кто же прав? (Еще раз звучит фрагмент арии. Можно сыграть один аккомпанемент.)
Д.: Она и печальная, и красивая, и трепетная. Мне это напомнило «Вокализ» С. Рахманинова, только тревожнее.
У.: Куда ведет эта дорога? Что впереди? (Звучит 2-я часть.)
Д.: Там безмятежное отчаяние... Впереди пустота и смерть.
У.: Вы удивительно тонко по чувствовали это состояние. Я прочитаю вам русский текст: «... В блеске звезд полночных плещут волны игриво, вдаль бегут золотистою лунной дорогой. Страшной черной тенью зловещего грифа душу мне затмил мрак тоски жестокой. В мягком розовом сиянье, тая в чистой лазури, облако проплывает ночи навстречу». Какое необычное сочетание красоты и заката, жизни и смерти, начала и конца! (Можно прочитать стихи А. Ахматовой.) Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется, В
се становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит и загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.
Теперь послушаем произведение полностью. (Звучит музыка.) Стихи Анны Ахматовой совсем не об этой музыке, а кажется, что именно о ней. Как вы думаете, когда она была написана?
Д.: Я думаю, что в XIX веке.
У.: Почему вы так решили?
Д.: Потому что это классическая музыка.
У.: Вы совершенно правы, назвав ее классической, ведь «классический» в переводе с латинского на русский язык значит «первоклассный», «образцовый». (Дети удивлены.) А как вы думаете, может ли быть классической современная музыка? Современная и классическая - тождественные понятия? Какую музыку мы называет современной?
Д.: Которая и сейчас волнует людей. То, что достигает совершенства, - всегда современно.
У.: Стихи Ахматовой написаны в нашем веке и музыка, которая прозвучала, тоже написана не так уж давно. Это «Бразильская бахиана» Вила Лобоса. А кому она посвящена, вы, наверное, догадались (Баху!) А почему наш современник назвал свое произведение бахианой? На этот вопрос вам поможет ответить музыка Баха. (Звучит Ария альта из «Страстей по Матфею».
Д.: Вила Лобос видит мир, так же как и Бах, он нашел в нем собеседника. Он пишет ему музыку, словно письмо другу.
У.: Мысли и чувства Баха близки Вила Лобосу, он ощущает Баха своим современником. И непонятно: или Вила Лобос - в XVIII веке, или Бах - в XX . А как вы думаете, в каком возрасте находится наше человечество? Младенчество? Отрочество? Зрелость? (Ответы разные.)
Мы познаем себя, еще не знаем себя до конца. Мне кажется, что мы еще учимся быть людьми. Бах и Вила Лобос гораздо мудрее нас. Потому люди так часто обращаются, например, к Баху, чтобы узнать, как и куда им идти. Бах протягивает нам руку из глубины веков, из прошлого, но ведет нас вперед. Он опять впереди.

Урок №3
Тема урока: Бетховен. Соната №14.
Цель урока: Развивать в детях чистое, высокое чувство любви к окружающим людям.
Не укоряю, что прошла,
Благодарю, что приходила.
А. Вознесенский
У.: Мне бы хотелось сегодня побеседовать с вами о любви. Почему-то некоторые из вас сразу опустили голову. Разве любить стыдно? Вы входили в класс под музыку из кинофильма «Жестокий романс». Помните сюжет этого фильма? (...) А помните Карандышева, жениха Ларисы, какое впечатление у вас о нем? (...) Весь фильм он твердит, что любит Ларису, а в конце убивает со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Что это? Любовь или эгоизм? (Отвечают, обсуждают, приходят к разным выводам.) А у Пушкина стихотворение «Я вас любил» заканчивается словами: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим». Какая щедрость чувства! На такое способна только возвышенная душа. (Разговор продолжается, каждый высказывает свою точку зрения. Ребята приходят к выводу, что любовь - это самоотдача, жертва во имя другого человека. А бывает несчастливая любовь? (Да.) Вы, наверное, все знаете роман Пушкина «Евгений Онегин», может быть, слышали оперу. Помните, как Татьяна расспрашивает свою няню, любила ли та когда-нибудь? (Можно зачитать эпизод.) Кто же из них счастливей: Татьяна, даже отвергнутая Онегиным, или няня, которая никогда не любила?
Д.: Все-таки Татьяна, у нее хоть были счастливые минуты.
У.: (читает стихи А. Пушкина «На холмах Грузии» или «Я вас любил»): На холмах Грузии лежит ночная мгла; Бежит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; Печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобою. Унынья моего ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что любить оно не может. Или: Предчувствую тебя, Года проходят мимо... Все в облике одном, Предчувствую тебя (А. Блок.) Даже безответная любовь, ломая слабого человека, сильного возвышает. Бетховен посвятил своей любимой «Лунную сонату». Так назвал ее один критик. Прав ли он? (Звучит 1 -я часть.)
Д.: Это похоже на вздох, печаль композитора. Здесь нет никакого пейзажа, как будто тяжесть навалилась на душу композитора. Я думаю, что это не пейзаж, а состояние Бетховена.
У.: Действительно, это похоже на исповедь страдающего человека: теряющий слух композитор полюбил шестнадцатилетнюю Джульетту Гвиччарди. Он предчувствует невозможность своего счастья. Этой трагической любви посвящает Бетховен свою сонату – не романтическую серенаду, а музыкальную исповедь. Любовь принесла ему одновременно счастье и боль. А как вы думаете, что хотел сказать нам автор следующей частью? (Звучит 2-я часть.)
Д.: Мне кажется, что он рисует ее появление. Это ее портрет: беззаботная и юная. У.: Бетховен любил Джульетту и ее образ часто представал в его воображении, словно озарял его жизнь. Слышите, в конце звучит предчувствие близкой разлуки. Что нам рассказывает музыка дальше? (Звучит 3-я часть.)
Д.: Музыка мятущаяся, взволнованная. Он как будто что-то преодолевает... Он борется с самим собой, со своей драмой.
У.: Да, это сильный человек, и несчастная любовь не унижает его. Как вы думаете, смог бы Бетховен поступить со своей любимой, как Карандышев, мстить ей? (Нет!) Сильных людей любовь ведет по дороге жизни, она - источник вдохновения.
Д.: Карандышев мелкий, ничтожный, он эгоист. Бетховен - великий композитор, свою трагедию он выразил в музыке и обессмертил свою любовь.
У.: Любовь может быть не только к женщине. Мне вспоминается песня из кинофильма «Николо Паганини» «Дороги». О каких дорогах здесь поется? (Исполняется песня.)
Д.: Это дороги жизни, по которым в разное время проходит человечество. Разучивая песню, обращаем внимание на слова «Только любовь» - суть жизни, источник всего человеческого. (Вопрос: «Кто породнил нашу жизнь с дорогой без конца?» Исполняет либо учитель, либо солист. Ответ: «Только любовь». Исполняет группа девушек или ансамбль; припев - все вместе.)




Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz