Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития художественной личной культуры.
Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Когда ученые мужи говорили, что театр превращает толпу в народ, то тем самым определялось высокое назначение художественного творчества. Создать народ - это поистине великая миссия искусства. Литература, музыка, изобразительное творчество, танец воспитывают не только читателей, слушателей и исполнителей, хотя это очень важно, но и народ.
Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы - насыщение ее духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли В.А.Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему так важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».
Под музыкальной культурой личности ученика общеобразовательной школы подразумевается:
- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;
- интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность вразличных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
|