Ход урока.
- Организационный момент.
- У. - Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».( Сергей Есенин)
- слайд 2.
У. – Бессмертные произведения русской музыки оперы М. Глинки, А. Бородина, балет Тищенко – прославляют величие и красоту, мощь, силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея патриотизма, героизма – одна из ведущих тем в русском искусстве. Как будет звучать тема урока, что мы будем отслеживать , прослушав музыку на уроке?
Д. – Тему героизма.
У.- Запишем тему.
- слайд 1.
Давайте вспомним фрагменты из каких опер мы с вами смотрели и прослушивали?
- слайд 2.
Д. – Опера М. Глинки « Иван Сусанин», опера А. Бородина «Князь Игорь» ( в основу оперы легло произведение «Слово о полку Игореве»)
- слайд 3,5,6.
У. – по своей драматургии они очень близки, так как в них отражены тяжелые периоды жизни русского народа. Что общего в драматургии этих двух опер?
Д. – Главные герои боролись за освобождение соей Родины. (Иван Сусанин с войском польским, князь Игорь с половцами)
У. – Как композиторы отобразили характер героев. Вспомним и еще раз прослушаем отрывок из арии князя Игоря
- видеофрагмент из оперы- ария князя.
- а теперь арию Сусанина
- видеофрагмент из оперы- ария Сусанина
Как можно охарактеризовать их образы?
Д. – настоящие сыны своего Отечества, которые были озабочены судьбой своей Родины. Поэтому музыка звучит призывно, сама по себе - тревожная, насыщенная. Они не подавлены, он готовы сражаться, готовы к борьбе. Потому что музыка арии была очень гордой, уверенной, энергичной, героической.
У. – Запишем в тетради название арий и характерные черты.
У. – А как композитор передает образ врага. Здесь нет батальных сцен, нет музыкальной звукописи сражений.
Сейчас мы увидим и прослушаем , как Глинка в своей опере передает образ врага.
- Видеофрагмент из оперы (Танцевальная рыцарственная музыка).
А теперь А.Бородин в своей опере образ половцев (сцена в стане кочевников)
- Видеофрагмент из оперы (быт стана кочевников)
Обе оперы звучат как эпические сказы, в них отражаются могучие характеры русских людей.
(если есть время дети работают с учебником на стр.36, читают до последнего абзаца)
У. – мы знакомились еще с одним, родственным опере «Князь Игорь», произведением
- это балет «Ярославна» Бориса Тищенко,
У.- Почему эти произведения считают родственными?
- слайд 4.
Д.- В основу легло произведение «Слово о полку Игореве»
У. - все батальные сцены воссоздают пережитое. Здесь образ врага звучит с насыщенными грозными интонациями трубных кличей, энергичных воинственных барабанных ритмов.
- прослушивание фрагмента из балета «Первая битва с половцами»
У. – Как звучит музыка?
Д. – Грозно, энергично, показывая героизм русского народа, бесстрашие.
У. – запишите в тетради название отрывка из балета «Первая битва с половцами»
и его характерные черты.
III. Итог урока.
У. И так мы сегодня на уроке еще раз прослушали и просмотрели фрагменты из знаменитых произведений великих русских композиторов. Как вы думаете какая основная и общая идея была у композиторов, с какой целью они написали эту музыку.
Д.- чтобы отразить героизм русского народа. За подвиг князь Игорь был канонизирован, теперь в храмах можно увидеть его на иконе.
- слайд 7.
У. – На какое произведение опирались композиторы написав балет «Ярославна» и оперу «Князь Игорь»
Д.- На произведение «Слово о полку Игореве»
У. Какой можно сделать еще вывод?
Д.- Все виды искусства тесно связаны между собой. Тогда сила воздействия произведения на человека возрастает в несколько раз.
У. – А в данном случае тема героизма русского народа.
|