Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Людвиг ван Бетховен
[ Скачать с сервера (617.7 Kb)
]
| 16.07.2010, 18:53 |
Слайд №1 Тема урока : «УСТРЕМЛЕНИЕ МУЗЫКИ -ТОЛЬКО ВВЫСЬ, ТОЛЬКО К СВЕТУ» Цель: актуализировать личностный интерес учащихся к изучению темы, способствовать восприятию учащимися музыки Людвига ван Бетховена, ее могучей силы воздействия на человека, побуждающей его к преодолению препятствий, - «через борьбу - к победе!», содействовать развитию у учащихся умений выделить главное в изучаемом объекте, структуризировать и анализировать музыкальный материал, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета. Тип урока: комбинированный. Музыкальный материал: Пятая симфония Л. В. Бетховена; разучивание песни «Песня гардемаринов», муз.В.Лебедева Сл.Ю.Ряшенцева. Оборудование: диск с записью Пятой симфонии Л.В. Бетховена, презентация с видеослайдами , схема к рефлексии урока, фишки. Слайд №2 Портрет Л.В. Бетховена. Ход урока Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым.обре- тает в себе силу переносить несчастья. Л. Бетховен Благотворить, где только можешь ! Превыше всего любить свободу И даже у монаршего престола От истины не отрекаться. Л. Бетховен (Листок из альбома, 1792) . I.Организационный момент. Приготовление к уроку, проверка присутствующих на уроке, сообщение темы и целей урока. II Работа по теме урока. 1. Беседа о значении музыки Л. Бетховена. Во главу героического отряда композиторов все ценители музыкального искусства мира по праву ставят мощного и чистого душой Бетховена. Несмотря на все свои бедствия, он сам хотел, чтобы его пример мог служить поддержкой другим страдальцам: «Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал все, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени». После долгих лет борьбы, одержав ценой сверхчеловеческих усилий победу над своим недугом и выполнив свой долг, который, как он сам говорил, состоял в том, чтобы вдохнугь мужество в несчастное человечество, этот Прометей-победитель ответил другу, взывавшему к Богу о помощи: «Человек, помогай себе сам!» Вдохновимся же этими гордыми словами. Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека». Ромен Роллан Слайд №3 – Людвиг ван Бетховен родился в немецком городе Бонне. Упорство, независимость, неистощимую работоспособность мальчик унаследовал от своего деда-фламандца. Рано заметив музыкальное дарование маленького Людвига, отец начал обучать его игре на фортепиано и скрипке. Мальчика ставили за клавесин среди ночи, иногда урок продолжался до утра. При таких занятиях любой другой бы возненавидел музыку, но только не Людвиг! Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал учиться у придворного органиста, а в 12лет уже мог с успехом заменить его. Слайд №4 – В 22 года Бетховен стал одним из самых модных пианистов в Вене. К тому времени он уже создал 20 фортепианных сонат, в том числе, знаменитую «Лунную сонату». Однако судьба готовила ему тяжелое испытание. Слайд №5 Первые признаки ослабления слуха Бетховен почувствовал, когда ему было 26 лет. Но музыканту удалось одержать победу над злым роком. Несмотря на усиливающуюся глухоту, он продолжал сочинять, появилось новое музыкальное произведение — «Героическая симфония». Лишенный возможности слышать, Бетховен сохранил мир звуков в себе самом. Даже живя в нужде, будучи совсем больным, он продолжил работу. Его Девятую (последнюю) симфонию завершает гимн «К радости» на текст оды Фридриха Шиллера Жизнь Бетховена — пример мужества, упорной борьбы с невзгодами и бедами. Бетховен был свидетелем и Великой французской революции, и наполеоновских войн, и поры сильнейшей политической реакции. Он не сдавался даже, когда пробил его последний час. Волевой характер и сила духа великого композитора нашли отражение в его творчестве, Бетховен говорил, что «музыка должна высекать огонь из людских сердец». Мы говорили уже о том, что только настоящее, большое искусство, искусство больших мыслей и глубоких чувств способно пробудить в человеке его лучшие качества. Сегодня наш урок посвящен великолепному образцу такого искусства - Пятой симфонии Л. Бетховена. На доске портрет Людвига ван Бетховена (1770-1827 гг.) Учитель включает в записи Пятую симфонию; звучит фрагмент главной партии. Слайд №6 Симфония №5 • Часть 1: • 1. Экспозиция: (показ темы двух партий – главной и побочной.) • а) главная партия • б) побочная партия • 2. Разработка • 3. Реприза (повторение) • 4. Кода (заключительная часть) III. Слушание Пятой симфонии Л. Бетховена. Слайд №7 • Основная идея симфонии : «От страданий и борьбы одного человека – к радости и победе всего народа». Учитель. Яростными и грозными ударами врывается музыка - главная партия первой части Пятой симфонии Бетховена ( Звучит фрагмент главной партии) Коротенький мотив, всего четыре звука... Вот он повторился... на этот раз еще мощнее, еще требовательнее... Еще повтор, снова мощные грозные удары... «Так судьба стучится в дверь», - сказал об этой музыке сам Бетховен. Напряженно, настороженно перекликаются струпные - скрипки, альты; воинственно, призывно взметнулся тот же мотив в звуках валторны (он только немного изменился). Да, так приходит в дом весть о несчастье, так узнает человек, что в его жизнь вошли настоящие трудности, с которыми нужно бороться и обязательно победить. Как прекрасный, человечески-теплый голос, зазвучал гобой. Началась побочная партия. Мелодия вначале звучит очень мягко, лирично, но постепенно становится все крепче, все мужественнее, хотя по-прежнему она очень светлая, почти радостная. Перед нами возникает образ человека, который станет героем всей симфонии. Мужественная и сильная фигура самого Бетховена, мятежная страстность и мягкая лирика его души как бы раскрываются перед нами в музыке побочной партии. И невольно вспоминаешь о том, что музыку, которую рождал его могучий талант, он мог слышать только внутри себя, своим внутренним слухом. Никогда он не слышал ни своей Пятой, ни Шестой, ни самой глубокой и мудрой Девятой симфонии. В период создания Пятой он был уже почти глухим, и слух его с каждым годом становился все хуже. В последние десять лет своей жизни он уже не слышал ничего. Композитор, лишенный слуха! Что может быть страшнее, мучительнее для человека? Как же он выдержал? Как же остался жить? Все эти мысли теснятся в голове, когда слушаешь светлую музыку побочной партии. Сердце сжимается от жалости и страха за человека, которого уже успел полюбить(звучит побочная партия) Снова врываются неумолимые, грозные удары: не уйдешь, не спрячешься от них. Начинается разработка. (Здесь композитор слегка изменил главную и побочную партию) Все в этой музыке пронизано ритмом зловещих ударов. Кажется, вот она уже торжествует, эта злая сила. Интонации главной партии становятся все более повелительными и злобно-торжествующими. Стремительно нарастает звучность... И вдруг, совершенно неожиданно, слабеет. Исчезает ритмическая четкость, властность... музыка стихает.(звучит разработка) Но это еще далеко не конец борьбы. Снова грозно зазвучал оркестр, затем еще, еще... Победить человека не удалось, но борьба еще не кончена. Мы снова слышим главную партию такой, какой она была в самом начале симфонии. Это началась реприза.(Звучит музыка репризы) Однако побочная партия, тема героя, тема человека звучит здесь сильнее и светлее, словно человек закалился в борьбе, стал мужественнее. Наступает кода. Тема главной партии снова старается занять центральное место. Снова борьба, снова упорное сопротивление, отчаянная схватка... Так кончается первая часть. Мы понимаем, что герой остался жить, что он не сдался, не подчинился, что его не сломило горе. И все же ощущения полной победы у нас еще нет. Слишком ярко звучит в ушах тема главной партии; мы не можем забыть ее ударов. Где же возьмет силы человек для дальнейшей борьбы? Спокойно, медленно зазвучали альты и виолончели. Музыка совсем-совсем другая, чем в первой части симфонии, - это глубокое раздумье. Так начинается вторая часть симфонии.(звучит 2 часть симфонии) Но каким бы сосредоточенным и глубоким ни было это раздумье, в нем нет полного и абсолютного покоя - это только передышка, недолгий отдых перед новым этапом борьбы. Мы слышим в музыке мужественную поступь, движение вперед. Слышите? Зазвучали валторны и трубы. Новая тема, новый музыкальный образ. Музыка становится еще более гордой и величавой. Она звучит как торжественный революционный гимн. В интонациях музыкальной темы чувствуется призыв. Слушая музыку Бетховена, всегда помните, друзья, о том, что он был современником французской революции. «Люби свободу больше жизни», - эта запись в дневнике, сделанная им в последние годы жизни, выражает все жизненные идеалы Бетховена. Понимаете теперь, в чем находит силу для борьбы герой? Понимаете, какие грандиозные и глубокие идеи может передавать музыка? Здесь, во второй части симфонии, рождается подлинная уверенность в победе. И это будет победа не одного человека над своими личными несчастьями, а торжество всего народа над злом и несправедливостью. Но до победы еще далеко. Начинается третья часть, и мы снова слышим в музыке напряжение борьбы. Низкие струнные инструменты, виолончели и контрабасы начинают тему третьей части. Она звучит как порывистый взлет и тут же сникает. Тихий, приглушенный вздох проносится в оркестре, словно минутная слабость героя, его сомнения... И, как бы воспользовавшись этой минутной слабостью, сразу же возникает знакомый зловещий ритм главной партии первой части. Сначала мощными сигналами врываются голоса валторн, затем угрожающе гремит весь оркестр. Стремительно сменяя одна другую, несутся в неудержимом вихре темы третьей части, нарастает напряжение... и вдруг - грубоватая, нарочито грузная тема. Она такая же стремительная, как и прежние, но в ней совершенно ясно чувствуется какая-то насмешка, хлесткий народный юмор. Она даже напоминает какой-то народный танец. И это далеко не случайно. В симфонии прочно утвердился новый герой - народ. Слышите, снова появились знакомые темы начала третьей части. Но теперь они уже звучат прозрачнее и радостнее. Исчезает трагическая напряженность, и стремительная, вихревая музыка словно захватывает пас и переносит в светлый и ясный, совсем другой мир. Это без всякого перерыва начинается последняя часть симфонии - торжественный, победный финал. Вся музыка финала - это триумфальное, праздничное шествие. Только на какое-то мгновение, как набежавшее облако, появляется ритмический рисунок «грозных ударов» первой части, но он воспринимается как короткое напоминание о пройденных тяжелых днях, после которого еще сильнее, еще ярче ощущается радость победы. Торжествующе гордо гремит оркестр, светлые, мощные голоса медных инструментов, стремительные взлеты деревянных духовых, ликующие голоса скрипок - все сливается в победном хоре. Вот теперь мы до конца понимаем главную мысль симфонии, ее основную идею. От страданий и борьбы одного человека - к радости и победе всего народа. Я наиграю две интонации из симфонии – интонацию судьбы и интонацию героя. Послушайте их. Сравним их и споем… . Очень любил музыку Бетховена чешский национальный герой – антифашист Юлиус Фучик –(1903 – 1943г), 1942 арестован гестапо. Казнен в берлинской тюрьме. Музыка Бетховена помогала ему в борьбе с фашизмом Верным и добрым союзником мужественных чешских антифашистов, продолжавших борьбу даже в заточении, была песня. Слайд №8 «Мы поём, - писал Фучик. - Поём, когда нам взгрустнется, поём, когда выдается солнечный денек, песней провожаем товарищей, с которыми, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести с Востока, поём для утешения и поём от радости, как люди поют испокон веков и будут петь пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет её без солнца». Рядом с песней был Бетховен! IV. Распевание: 1) Нетрадиционное, для развития артикуляционного аппарата. - лёгкими прикосновениями пальцев сделать массаж головы; - растереть щёки и мочки ушей; - нарисовать губами «о», затем «8»; - покусывание кончика языка; - счёт от 1 до 10, начиная шёпотом. заканчивая криком. 2) - попевка «По дороге Петя шёл»; - скороговорка «Веники». V. Пение: «Песня Гардемаринов». Сл.Ю. Ряшенцева муз. В. Лебедева. На этом уроке мы познакомимся с новой песней композитора В.Лебедева на сл.Ю.Ряшенцева, из фильма «Гардемарины вперед». Гардемарины - звание, установленное в 1716г, для воспитанников старших рот Морской академии, а позже морского кадетского корпуса при направлении во флот на практику. В этой песне, также как и в музыке Бетховена, мы увидим пример героизма, мужества и преданности своему делу, стремление к победе людей слова и чести -молодых гардемаринов, которые ради идеи готовы преодолеть любые препятствия, - «через борьбу - к победе!». Слайд №9 (на экране идут кадры из фильма «Гардемарины вперед», где звучит эта песня) Слайд №10 Песня Гардемаринов. Сл.Ю.Ряшенцева муз.В.Лебедева По воле божьей, так случилось Иль это нрав у нас таков,- Зачем троим, скажи на милость, Такое множество врагов? Но на судьбу не стоит дуться: Там, у других, вдали - бог весть, А здесь, у нас, враги найдутся – Была бы честь, была бы честь! Припев: Не вешать нос, гардемарины, Дурна ли жизнь иль хороша – Едины парус и душа, Судьба и Родина едины! В делах любви, как будто мирных, Стязя влюбленных такова, Что русский взнос за счастье милых – Не кошелек, а голова! Но шпаги свист и вой картечи, И тьмы острожной тишина – За долгий взгляд короткой встречи, ах, это, право, не цена! Припев: Разучивание песни -Что вы можете сказать о содержании, характере песни, особенностях ее мелодии и ритме? Разучивание 1 куплета песни по фразам (обратить внимание на сложности ритмического рисунка). Исполнение 1 куплета песни под аккомпанемент учителя. Исполнение песни под фонограмму, учитель дирижирует хором. VI.Терминологическая работа Наступила минутка знакомства с новыми терминами: Адажио, анданте, аллегро. Слайд №11 • Адажио – с итальянского «медленно», «спокойно». 1)Медленная, певучая, плавная музыка; 2)Балетный танец, исполняемый вдвоём Иногда из концертного зала концерт передают по радио и телевидению. И вот ведущий объявляет: «Исполняется Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро». Тот, кто слушает радио, услышит медленную плавную мелодию. А тот, кто смотрит на экран, эту мелодию еще и увидит. Адажио - это и мелодия, и танец. Итальянское слово «адажио» для всех музыкантов мира означает «медленно», «спокойно». Медленная спокойная музыка, плавная и певучая, И балетный танец под эту музыку тоже плавный, красивый, благородный. Его всегда танцуют вдвоем - главный герой и главная героиня балета. Слайд №12 • Аллегро – скоро, живо • Анданте – неторопливо, в темпе шага. А вот неторопливо шагает человек и напевает мелодию. И так хорошо, так удобно ему шагать под эту музыку, даже если это не марш, а просто неторопливая песенка или мелодия танца. А удобно идти под эту мелодию потому, что она как раз в темпе шага, то есть звучит анданте. Ведь слово «андаре» означает «идти». Про такие неторопливые музыкальные произведения говорят, что они идут в темпе анданте. Ну а если музыка «побежала» - это значит, она двигается в темпе аллегро, то есть живо. Попробуйте угадать в каком темпе движется человек (учитель на фортепиано играетгамму в разных темпах, учащиеся называют их.). VII. Итог урока: Слайд №13 Памятник Л.В. Бетховену в Вене. Учитель. В завершение еще несколько звуков... (Звучит музыка Бетховена фрагмент Патетической №9) «Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!» - Д. Б. Кабалевский. «Не верьте хладнокровным, хладнодушным и безразличным! Вслушайтесь в ритмы бетховенской музыки, предайтесь им и обретете силы несказанные, - писал Игорь Глебов (Б. В. Асафьев) в статье «Не в память, а в жизнь». И повторял призыв: «Прочь от покоя, от бездеятельного томления - к борьбе, к актуальности, к вечному преодолению косности: таковы ритмы Бетховена». Учитель. Буду считать сегодняшний урок наиболее удачным, если этими словами прониклись и вы, если музыка, прозвучавшая на этом уроке, всколыхнула в вас творческое вдохновение, позволила с еще большей остротой и значимостью ощутить радость бытия, дала вам урок долга, чести, преданности. VIII. Рефлексия: на плакате изображен круг разделённый на несколько секторов, выходя из класса, дети прикрепляют фишки в определенный сектор круга, в зависимости от своих впечатлений, полученных в ходе урока. . Отрицательные эмоции от урока
Положительные эмоции от урока
Узнали много нового, интересного
Понравилась симфоническая музыка
С большим удовольствием работали над песней
Отрицательные эмоции от урока
Положительные эмоции от урока
Узнали много нового, интересного
Понравилась симфоническая музыка
С большим удовольствием работали над песней
|
Категория: Мои файлы | Добавил: tatiana
|
Просмотров: 6397 | Загрузок: 881
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|