Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Музыкально – художественная композиция
[ Скачать с сервера (378.5 Kb)
]
| 08.09.2010, 17:30 |
Звучит в инструментальной аранжировке «Аве Мария» Ф.Шуберта. Ведущий: Особый мир теплых и откровенных чувств открывается перед нами в творчестве художников, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти художника, которого бы не волновала и не увлекала эта тема: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Ренуар и многие другие художники. Дети служили им источником красоты и вдохновения. Впервые в искусстве тема детей привлекает художников в эпоху Возрождения. Звучит Н. Неприно «Ричеркар». Эпоха Возрождения – это время расцвета культуры. У людей пробудился интерес к античному искусству, к познанию мира, к науке. Раньше всего эпоха Возрождения началась в Италии. Это XIV век. На земле Италии сохранилось много памятников культуры Древнего Рима. Было вывезено огромное количество произведений искусства из Греции. Художники, скульпторы не просто восхищались произведениями древних римлян, теперь они вырабатывают свой стиль. Назвали его Ренессанс. И хотя художники по – прежнему писали картины на религиозные и библейские темы, картины их теперь были похожи на сцены из реальной жизни. Любимый образ всех художников и музыкантов – Мадонна или Пресвятая дева Мария. Долгие годы человечество верило в Христа и свою веру и чувства переносило в произведения искусства. Мадонна (с итальянского «Мадонна» - матерь Божья, от «миа», «донна» - моя госпожа), Дева Мария (от древнееврейского – Мариам, из рода Давидова_ мать Иисуса Христа. Образ Марии матери Христа – это образ всех матерей. Каждая мать любит своего ребенка. Ребенок рождается маленьким и совсем беспомощным. Мама оберегает его, согревает теплом и заботой, кормит, заботится всю жизнь. В детстве, когда нас обижают, мы жалуемся маме, мы бежим к ней за помощью в трудную минуту. С годами каждый человек все больше понимает и безгранично ценит все то, что сделала для него мама…. О таких своих земных чувствах хотели рассказать людям итальянские художники эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благословением. Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта. В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя. К образу Девы Марии – Богоматери многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, - итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Русский писатель, философ Дмитрий Мережковский посвятил ему стихи. О, Винчи, ты во всем – единый: Ты победил старинный плен. Какою мудростью змеиной Твой страшный лик запечатлен! Уже, как мы. Разнообразный, Сомненьем дерзким ты велик, Ты в глубочайшие соблазны Всего, что двойственно, проник. Пророк, иль демон, иль кудесник, Загадку вечную храня, О Леонардо, ты предвестник Ещё неведомого дня. Д.С.Мережковский. Леонардо да Винчи («О. Винчи, ты во всем – единый…»). 1895г. Действительно, история человечества не знает другого столь разностороннего и талантливого творца. Гениальная и загадочная личность, живописец, скульптор и архитектор, чьим именем началась эпоха Высокого Возрождения; ученый, изобретатель, инженер – теоретик и механик – практик – все это Леонардо. Однако на первое место он всегда ставил живопись – «царицу искусств». Живописное наследие мастера невелико. Звучит «Аве Мария» И.С.Баха в обработке Ш.Гуно. Показ слайда «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком». Художник Леонардо да Винчи. Около 1472г. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике – маслом, - перед вами. Это «Мадонна с цветком» написанная во Флоренции в 1472 году. Перед этой картиной испытываешь трепет восхищения: в ней все так просто и ясно – и в тоже время бесконечно сложно. Мастер не использовал ярких тонов: полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. Мягкими переливами света и тени создается объемность изображения. А каков сюжет картины? Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка – мать и мудрое дитя воплощают радость и красоту познания. Леонардо создал настолько живой и обаятельный образ, что Мадонны, написанные предшественниками великого мастера, кажутся неподвижными, скованными по сравнению с этой. Образ «Мадонны с цветком» внутренне лишен святости в религиозном ее понимании. Перед нами просто молодая мать, одетая и причесанная по моде XV века. Бесконечное очарование полотна в том, что оно воплощает прелесть и поэзию материнства. Ученик: Интересна судьба этого шедевра. ДоXVII в. картина находилась в Италии, затем…неизвестно где. В 1842 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную позднейшими записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Н.Л.Бенуа, где и было установлено, что это – творение Леонардо. Вспоминаются знаменитые строки Пушкина…. Художник – варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Картина гения пред нами Выходит с прежней красотой. А.С.Пушкин. Возрождение. («Художник – варвар кистью сонной…»).1819. В 1912г. «Мадонна Бенуа» (под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции. Ведущий: Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи, - « Мадонна с младенцем», именуемая Литта» (1490). Здесь в отличии от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности образа. Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая грудью ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы младенца. Взгляд его, не по – детски серьезный и внимательный, устремлен на зрителя. Картина написана темперой, придающей сочность тонам голубого платья и красного плаща Марии. Живой и гибкий силуэт вписан между симметрично расположенных окон, отчего композиция приобретает завершенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери. «Мадонна Литта». Художник Леонардо да Винчи. XV век. Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение. В прохладных залах Эрмитажа, Среди героев и дриад, На фоне мирного пейзажа Она к ребенку клонит взгляд. Остановившегося кадра Переливая нежный цвет, Сияет – кистью Леонардо Векам завещанный портрет. Была ль та женщина земная Простой моделью для него, Иль, краски легкие втирая, Он видел в смертной божество, - Не все ль равно? Она когда – то Не с райских кущ к нему сошла В лучах умбрийского заката С чистейшей ясностью чела. И вот, ничем не знаменита, Ткача иль медника жена, Живет теперь Мадонна Лита В лазурной дымке полотна. С ней столько душ вошло в единство, Она пленила столько глаз, И вечный светоч материнства, Зажженный ею, не угас. В.А.Рождественский. Мадонна Литта. 1960 – е годы. Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем. Или обратитесь к творениям другого известного живописца эпохи Возрождения. За приверженность к теме материнства, современники прозвали его «мадоньеро» - «изображающий Мадонн». Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени – Рафаэль. С творчеством Рафаэля Санти (1483 – 1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. Рафаэль был мечтателен и стремился воплотить в живописных образах представления о совершенстве мира и человека. Его произведения прославляют любовь и жертвенность как оправдание бытия. Как высшую цель существования. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля – созданную во Флоренции «Мадонну Конестабиле» (1500 – 1502; традиционно сохраняется название полотна по имени одного из бывших владельцев). Показ слайда «Мадонна Конестабиле». Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом, лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит предчувствие страдания. Тем же настроением проникнут и пейзаж – долина реки, холмы, гора с заснеженной вершиной. Целомудрием и душевной чистотой, прозрачной ясностью покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг). В огромном музейном зале, в пышной золоченной раме, образ Мадонны, словно озаренной внутренним светом, невольно притягивает к себе. Вспоминаются строки Пушкина: В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах… А.С.Пушкин. Мадонна («Не множеством картин старинных мастеров…»). 1830. Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберта А вот еще одна большая алтарная картина, написанная Рафаэлем в 1515 – 1519 гг. по заказу монастыря Святого Сикста в Пьянченце (Италия). Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Показ слайда «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, но чудо явления Царицы Небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Взгляд Мадонны устремлен вперед, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и свое страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст IV и Святая Варвара. В картине нет ничего случайного, незначительного. Образы Богоматери и святых убедительны и гармоничны. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Глядя вверх, ангелочки возвращают внимание зрителя к центральному образу. Впервые, наверное, религиозное полотно так прямо и непосредственно обращается к человеку. Поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки. Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила; Любовь небесная затмила ЕЕ земную красоту. А он, в прозрении глубоком, Уже вступая с миром в бой, Глядит вперед – и ясным оком Голгофу видит пред собой. А.К.Толстой. Мадонна Рафаэля («Склоняясь к юному Христу…»).1858 Звучит «Реквием» В.А.Моцарта – «Лакримоза». Ведущий: Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы (от греческого «eikon» – образ). Икона – священное изображение: сосредоточившись на нем, православный христианин творит молитву, вступает в духовное общение с миром горним, небесным. Икона – ни в коем случае не портрет, но символический образ, выполненный по строгому канону (то есть по установленным правилам). Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства, неотъемлемой принадлежностью священных ритуалов. Тем не мене, некоторые иконы – истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой художественной культуры. В первую очередь это главная святыня земли Русской – «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. Младенец Иисус, сидящий на правой руке матери, прикоснулся округлым личиком к ее щеке. Такой тип изображения в русской традиции называется «Умиление». Глаза ребенка устремлены к Марии, она же скорбно смотрит вдаль. Тонкие уста ее сомкнуты, в углах губ таится горечь. Левой рукой придерживая сына, Божия Мать словно пытается защитить его от уготованной участи. Если вы хоть раз внимательно с чистой душой вглядитесь в это изображение, вы его никогда не забудете. У вас появится духовная потребность еще видеть перед собой скорбные очи Богородицы, лик ее божественного сына. Вот как пишет о «Владимирской Богоматери» Максимилиан Волошин: А она в тревоге и печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит. И такое скорбное волненье В чистых девичьих чертах, что Лик В пламени молитвы каждый миг Как живой меняет выраженье. Сегодня вы принесли фотографии своих мам и ваши фотографии в раннем детстве. Посмотрите еще раз. Не правда ли, какие вы в детстве все забавные, милые и смешные! Такие чувства, которые испытывает каждый человек, глядя на малыша, младенца, художники и композиторы передают в своих произведениях. Поменяйтесь фотографиями, передайте фотографию рядом с сидящими с вами. Всмотритесь в того далекого младенца, добродушного и чистого, а теперь еще раз посмотрите на младенцев, которые изображены на репродукциях. Теперь возьмите мамину фотографию. Какою она была красивой и молодой… Красота и добро в мире, где живут люди, не проходят, они согревают нас теплом своим. Мы желаем вам пронести через всю жизнь этот свет материнской любви. Передайте его своим детям, и они ответят вам взаимной любовью. Ученик: «Берегите матерей». Как бы не манил нас бег событий, Как не влек бы в свой водоворот – Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот, от забот. Боль за сыновей – сильнее мела Выбелила косы до бела. Если даже сердце очерствело – Дайте маме капельку тепла. Если стали сердцем вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней, Берегите мать от злого слова Знайте: дети ранят всех больней! Если ваши матери устали Добрый отдых вы им дать должны. Берегите их от черных шалей, Берегите женщин от войны. Мать уйдет, в душе оставив рану, Мать умрет и боли не унять… Заклинаю, берегите маму, Дети Мира, берегите мать! Р.Гамзатов Хорошо, что у каждого человека есть память. Сегодня мы говорили о тех чувствах, которые передают художники и композиторы, вспоминая детство, прославляя Материнство. Мы говорили о прекрасных Мадоннах Рафаэля и Леонардо да Винчи и помогала нам музыка.
|
Категория: Мои файлы | Добавил: tatiana
|
Просмотров: 1408 | Загрузок: 636
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|